5. На месте встречи мощей святителя Германа поставили часовню

Просьба благочестивых и боголюбивых симбирян была удовлетворена, икона новопрославленного казанского святителя с частицей мощей последовала в Симбирск.

На месте встречи иконы св. Германа с его мощами, у верховья Свияжского ключа, была построена сначала часовня, послужившая впоследствии поводом для основания Германовской или Воскресенской церкви [2]. Нельзя точно указать, в каком году это произошло, так как не сохранилось ни храмоздательного креста, ни благословенной грамоты, ни каких-либо других документов. Скорее всего, часовня была обращена в церковь в конце первой четверти XVIII столетия, согласно указу императора Петра Великого об уменьшении часовен вообще, данному в 1722 году [3]. Увеличение городского населения также способствовало этому преобразованию часовни в церковь. Полное обновление часовни дало повод и главный престол новой церкви посвятить в память обновления храма Воскресения Христова («Воскресения Словущего»). Так от главного пре­стола церковь получила название «Воскресенской». Однако в городе, по имени прежней часовни и по второму престолу, церковь называлась преимущественно «Германовской».

В церкви было три престола: в память обновления храма Воскресения Христова; во имя Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев, и во имя Германа Свияжскаго чудотворца [4]. В 1854 г. престолы были переименованы: главный престол оставлен тот же, правый был посвящен трем святителям Казанским всем вмеcте, а левый, — святым первоверховным апостолам Петру и Павлу [5].

Церковь была небольших размеров, — крестообразная, с каменной колокольней, квадратной внизу, с пирамидальным верхом, покрытым черепицей. В 1877—1879 годах главная часть Германовской цер­кви была перестроена. Не столько непрочность церкви была при­чиной этого, сколько сырость и малые размеры, не соответствовавшие количеству прихожан. Вновь сооруженная церковь — каменная, о семи главах с тремя полукруглыми алтарями в ряд. В церкви были устроены три престола: главный по-прежнему оставался в память обновления храма Воскресения Христова; другой — придельный, с правой стороны, в честь святителя Германа, Казанскаго чудотворца; третий — придельный, с левой стороны, в честь святителя Николая Мирликийского. Прежние престолы были оставлены в трапезной части храма. Таким образом, храм становится пятипрестольным. Но в 1890 – 1894 г.г. по проекту архитектора Алякринского М. Г. была перестроена и трапезная часть храма и возведена высокая колокольня. Причем, трапезные приделы были упразднены; перестройка производилась на средства церкви, прихожан и церковного старосты купца Павла Андреевича Никитина. Так утвердились в храме (теплом) три престола: главный в память обновления храма Воскресения Христова, в правом приделе во имя Святителя Германа, архиепископа Казанского, и в левом во имя Святителя и Чудотворца Николая. На ярмарочной площади стояла также принадлежащая храму часовня. Была своя церковно-приходская школа, открытая в 1897 году, она помещалась в собственном здании [6].

Сохранилось подробное описание внутреннего убранства собора в конце XIX века.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *