6. Внутреннее убранство Воскресенско-Германовского собора, XIX век

Главный алтарь церкви в длину от царских врат до Горняго места 4 саж. 1/2 аршина, в ширину также 4 саж. 1/2 аршина. В нем святый престол четырехугольный, вышиною — 1 арш. 6 вершков, длиною и шириною по 1/2 арши­на. Доска кипарисная, столицы и переплет — дубовые. На престоле святый антиминс — атласный, желтого цвета, освещенный преосвященным Феоктистом 14 октября 1879 года. Жертвенник — дубовый, вышиной 1 арш., шириной и длиной — 5 четвертей. На Горнем месте образ Спасителя, сидящего на престоле, в архиерейском облачении, писанный па полотне и поставленный в деревянной, вызолоченной раме, вышиною 3 аршина 14 вершков, шириною 2 арш. 7 вершков. Запрестольный крест с рукоятью, образа Казанской Божией Матери, свят. Митрофания, Божией Матери «Всех скорбящих радосте», Спасителя — другие украшения святого алтаря.

Предалтарный иконостас был столярной работы, окрашен белою масляною краскою, с колоннами и резьбою, по местам вызолоченными. Царския врата были резными, вызолоченные, с обычными иконами. По правую сторону царских врат — местный образ Спасителя с предстоящими Ему Божиею Maтepиeю и Предтечею; на этой икон была риза серебряная, чеканная, сделанная в 1836 году (Опись 1880 г., л. 7.). За южною дверью по­мещалась храмовая икона Обновления храма Христа и Бога нашего Воскресения; на ней — серебряная риза, с позолотою на изображениях: Воскресение Христова, трех святителей, глав храма, на венцах Константина и Елены, на митре и палице святителя, совершавшего Обновление храма, на евангелие в его руках, на потире и дискосе; сделана риса в 1841 году (Опись 1880 г., л. 7. об). По левую сторону царских врат местный Иверский образ Божьей Матери, в серебряной ризе с вызолоченным на Бо­гоматери венцом. За северной дверью находился образ трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в серебряной ризе (Опись 1880 г., л. 8.). Весь иконостас был трехъярусный, оканчивался образом Воскресения Христова.

Придельные предалтарные иконостасы настоящего храма были двухъярусные, а в трапезе — одноярусные. Все отличались весьма малыми размерами.

По причине неимения средств Германовская церковь оставалась недостроенною до 1890 года. В этом году преосвященный Варсонофий дал благословение на перестройку и остальной части храма. Ветхая каменная колокольня была разрушена, два трапезных придела были упразднены, вырыт ров под фундамент, заготовлены первые нужные материалы, отслужен молебен. Щедрою рукою подавались пожертвования на церковь, и она скоро была воздвигнута в величественных, в сравнении с прежними, размерах. Главным распорядителем по постройке церкви был церковный староста — симбирский купец Павел Андреевич Никитин. Он финансировал не только перестройку церкви, но и роспись её. И внутренность, и внешность цер­кви существенно были изменены. Она устроена трехпрестольною.

Святые алтари сделаны по одной линии от cевера к югу и тремя полукруглыми выступами выдаются на восток из общего здания церкви. Четыре столба поддерживают куполообразный свод настоящего отделения храма; на лбу купола изображение Воекресения Христова в звездном небе, а по углам святые евангелисты. Своды трапезы — коробовые, на среднем из них Покров Пресвятой Богородицы. На стенах над окнами в трапезе изображение святых, по пяти на каждой стене. На пересекающихся между собою железных связях в настоящей церкви укреплено массивное, вызолоченное паникадило. Четырьмя столбами — колоннами вся церковь разделяется на три поместительных, продолговатых корабля. Над главными западными, входными, дверями, устроены хоры на кронштейнах.

Главною отличительною чертою трапезы Германовской цер­кви являются небольшого размера, одного украшения и одной работы иконы, размещенные по стенам и столбам церкви, это — иконы бывших прежде придельных иконостасов: Господь Вседержитель, Божья Матерь «Всех скорбящих радость» (на правом при входе столбе), Спаситель, Гypий, Варсонофий и Герман, Kaзанские чудотворцы (на втором правом столбе), Божья Матерь, св. апостолы Петр и Павел (на втором левом столбе), Тайная вечеря (па правой стене) и другие.

У второго левого от входа столба помещаются в особом киоте, в серебряной ризе, небольших размеров Владимирская икона Божьей Матери, пожертвованная в церковь Симб. Купцом Н. В. Кротковым. Эта икона чествуется прихожанами преимущественно пред другими иконами.

У второго правого столба в таком же киоте, как и предыдущая икона, в апликовой ризе, икона Нерукотворного Спасова образа, пожертвованная Симбирским купцом И. Е. Войлошниковым.

У правой стены особенно выделяется икона Божьей Ма­тери «Нечаянная радость» в киоте, сделанном на средства Б. Я. Юдиной и других жертвователей. Икона — без ризы, нового письма, снимок с иконы Божьей Матери «Нечаянная ра­дость», находящейся в селе Сельдинской слободе. Внимание каждого икона привлекает к себе надписью, заимствованною из книги «Руно Орошенное», лист 79. Мы приведем эту надпись дословно: «Человек некий беззаконен и имеяше пра­вило повседневное к Пресвятой Богородице молитися словесы Архангельского целования: радуйся, обрадованная. Единою хотящу ему ити к скверному беззаконию, обратися к образу Пресвятыя Богородицы, да первее совершить моление, по сем да идет. И a6иe нападе на него страх, и быв во ужасе, видит образ движущься, и со жива Богородица с Сыном на руку держимым. Отверзошася же язвы Младенца в руках и ногах и боку и се течаше кровь потоками, яко же на кресте. Сие чоловек видев паде от страха и возопи: О Госпоже, кто сия сотвори? Отвеча Богородица: ты и прочии грешницы грехами Сына Моего распинаете, яко Иудеи. И рече грешник: помилуй мя, Мати милосердия! Отеща Богородица: Матерь Милосердия Мя нарицаете, скорби же исполняете». — Совершенно такая же, только в малых размерах, икона Божьей Матери «Нечаянная радость» находится в главном предъалтарном иконостасе против левого клироса; перед этою ико­ною горит неугасимая лампада.

Также против левого клироса в главном предалтарном иконостасе замечательна икона святителя Мирликийского и чудотворца Николая. Икона в киоте в виде складня с крестом вверху: размер киота 12 – 14 вершков; по бокам складня – иконописное изображение ангелов в серебряных ризах. Изображение самого святителя Николая резное, деревянное, березовое, прежде было бронзированное, теперь в серебряной ризе 84 пробы. Для местного края изображение святителя понятно; оно — Промзинское: в правой руке святителя — меч, в левой — церковь; венец на святителе вызлащенный; на омофре изображены святые Иннокений, Варвара и Феодора. По преданию, эта икона перенесена из старой церкви в новую и должна считаться древнею.

За левым клиросом в особом киоте находится икона Божьей Матери, именуемая «Сладкое лобзание». Она принесена в церковь в самое недавнее время; по надписи, имеющейся на оборотной стороне этой иконы, она «писана и освящена на святой Афонской гopе в пустынно-келейной св. вел. Артемия обители». Размером икона 4 — 5 четвертей.

* * *

Несколько дополним архивную запись рассказом о келии св.вмч. Артемия. До уничтожительного пожара в ноябре 2013 года это была одна из самых больших русских келий на Афоне. Основана в XIV веке, к русским перешла в виде развалин в 1863 году. Была восстановлена. В келье проживало до 30 монахов. Россия много тогда возводила и восстанавливала храмов по всему миру, в русских же монастырях и кельях Афона строились иконописные мастерские. В них-то и создается уникальный стиль иконописания, получивший название «афонского». Его отличительные черты — золотые, чеканные фоны, тончайшее написание ликов, использование масляных красок, вместо яичной темперы. Русские купцы в то время — частые гости на Святом Афоне, а заказ икон для какого-то храма — святое  для них дело…

* * *

Но вернемся к описанию. За правым клиросом в отдельном киоте вставлена икона святителя Германа, архиепископа Казанскаго, в серебряной, позолоченной ризе и в серебряной рамке. Вокруг святителя изображены события из его жизни; все изображения в серебряных ризах, а венцы вызолоченные. Над самою иконою серебряное, вызолоченное сияние с изображением в нем Господа Саваофа. Икона эта замечательна как своею древностью, так особенно святынею, в ней заключающеюся. В икону вложена часть святых мощей святителя Германа, в 1697 г., по разрешению Казанскаго митрополита Маркелла, «присланных в Сиибирск в благословение и благодатную помощь. По правую сторону царских дверей главного алтаря на особом аналое лежит небольшая икона святых врачей и целебников Печерских Агапита и Дамиана. И эта икона замечательна тем, что в ней находятся частицы св. мощей поименнованнных святых.

Из предметов церковной ризницы можно отметить только две книги: месячную минею 1724 года и напрестольное евангелие 1771 года. Последнее — на. Александрийской бумаге, в полулист, обложено малиновым бархатом. До 1884 года на этом евангелее верхняя доска была покрыта серебряною, вызолоченною доскою; на ней изображение Спасителя и четырех евангелистов — серебряныя, вызолоченныя. Таковые же были над Господом Саваофом корона, а на нижней доске средник с образом креста и угольники (Церковная опись 1880 г., л.50.). В 1884 году на евангелие был сделан новый оклад вокруг всего евангилея с застежками и ножками, серебряный, вызолоченный. Изображения были изменены; на верхней доске сделаны Воскресение и евангелисты, на нижней — поклонение волхвов, вверху — чаша, внизу — орудия крестной смерти [7].

* * *

Огромное количество верующих и страждущих людей притекало к святым цельбоносным  мощам и иконам, находящимся в  соборе. Германовская церковь славилась хоровым пением и тем, что на ее колокольне был установлен самый большой в Симбирске и чистый по звучанию колокол весом свыше 700 пудов. Звон колокола был слышен за многие километры. А еще славилась она чудной росписью. Как свидетельствуют сохранившиеся в архиве о Германовском соборе документы,  перед первой мировой войной, в октябре 1912 года, для реставрации храма был приглашен палехский богомаз Иван Васильевич Белоусов (1852-1914 гг.), это он обновил обветшавшую настенную роспись. Стоит несколько слов сказать о мастере знаменитой на всю Россию школы: иконописец рубежа XIX-XX вв., родом из с.Палех Владимирской губернии. В 1882 году вместе с отцом, дядями Иваном и Владимиром расписывал Грановитую палату Московского Кремля. В 1898 году организовал иконописную и иконостасную мастерскую в доме П.Ф. Бычкова в Самаре, работал вместе с братьями Михаилом и Василием. Из соседней губернии он и был приглашен в Симбирск на реставрационные работы. В это же время в Германовском соборе вместе с фресками были обновлены и иконостасы. На сие богоугодное дело большие средства пожертвовали состоятельные прихожане. Огромный по тем временам взнос — 6 тысяч рублей — сделал Ефим Иванович Куликов — «легендарный богач и аскет, ворочавший тысячами, но не имевший ни приличной одежды, ни мебели».


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *