4. Челобитные

«Великому Преосвященнейшему Маркеллу митрополиту Казанскому и Свияжскому», пишется в одной из этих грамот («От Захария Протопопа прошение к митрополиту Маркеллу о мощах св. Германа». Рукопись Симбирского Кафедрального Собора № 26-й), «бьют челом богомольцы твои града Синбирска Троицкаго большого собора протопоп Захарий Дементьянов с братиею и прочих парахиальных церквей попы и диаконы и всего града жители: в нынешнее Государь Святейший Владыка и грядущее время прославил Бог своего угодника подобника первейшему Архипастырю Казанскому святителю и чудотворцу Гурию, того бо и престола преемника брата святителю и в чудесах дивнаго Германа Apxиeпиcкoпa Казанскаго и Свияжскаго, его же святыя мощи по преставлении его честном еще и в земных запертых хранилищах многолетно пребывша, но по пи­санному кости ого святыя не сокрушишася, к ним же с верою притекающим изливают токи исцеления. Милостивый Го­сударь преосвященнейший Маркелл Митрополит Казанский и Свияжский, пожалуй нас Богомольцев своих и всего града жителей, даруй нам в благодарение и просвящение онаго святителя и чудотворца Германа Архиепископа Казанскаго и Свияжскаго мощей его часть да тако чрез его и твоя святейшия молитвы и нам от всеблагаго Бога присно грехов прощение и от наветов вражьих свободу и спасение получить. Государь Архиерей Божий, не презри прошения нашего».

Владыка Казанский, действительно, отослал в Симбирск часть мощей святителя Германа в благословление и благодатную помощь, а потом дал и «позволительную память» о построении часовни в Симбирске на месте встречи святых мощей. Вот текст ”позволительной памяти» (Рукопись Симб. Кафедр. Собора, № 27-й): «Лета 7205 февруария в 4 день по указу великого господина Преосвященного Маркелла Митрополита Казанскаго и Свияжскаго память града Синбирска закащиком Успенского монастыря игумену Макарию да церкви Владимирской Богородицы иepeю Аввакуму Стефанову: в нынешнем (205) году февруария в день били челом Преосвященному Митрополиту града Синбирска соборныя церкви протопресвитер 3axapий Дометиев с братиею, а в челобитье своем написал. По указу де Архиерейскому прислано в Синбирск в соборную церковь часть святых мощей Германа Архиeпискoпa Казанскаго чудотворца и не дошел до града Синбирcкa по Казанской дороге у вершины Свияжскаго ключа встретить святыя мощи, совершали всенощное бдение и молебное благодарение. И то место по указу великаго государя, а по их че­лобитью под часовню и под келлию им отведено. И Преосвященному Митрополиту пожаловати б, их благоволити им велеть на том месте построить часовню. И Преосвященный Митрополит слушав их челобитную указал на том месте, которое отведено под часовню, построить вновь часовню и поставить в ней честный и животворящий крест Господень и святыя иконы. И как к вам ся память придёт и вам бы о строении той часовни учинить по сему Преосвященного Митрополита указу».

Третья, сохранившаяся в Симбирском кафедральном соборе рукопись, содержит в себе «список с владенной выписи» об отведении земли под Германовскую часовню: «Лета 7205, — говорится здесь (Рукопись Симб. Кафедр. Собора, ненумерованная), — октября в 10 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя, и белыя России самодержца, ближней стольник и воевода Андрей Петрович Измайлов да дьяк Ермил Никитин велели дать владеную выпись Синбирские соборные церкви протопопу 3axapию Дементьянову с братиею на отводную землю, которая отведена по их челобитью под часовню и под келию в Синбирску, по Казанской дороге за кол­ками, для того: в прошлом в 204 году августа в 25 день били челом великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу всея великия, и малыя, и белыя России Самодержцу они протопоп Захарий с братиею, а в Синбирску в приказной палате ближнему стольнику и воеводе Андрею Петровичу Измайлову да дьяку Ермилу Никитину подали за рукою челобитную, а в челобитной их написано: по бла­гословению Преосвященнейшего Маркелла Митрополита Казанскаго и Свияжскаго прислано в Синбирск в соборную церковь часть от мощей иже во святых отца нашего Германа архиепископа Казанскаго и Свияжскаго чудотворца, и не дошедше Синбирска по указу Преосвященнейшаго Митрополита в том месте на поле совершали всенощное бдение и молебное пение, и на том месте велено построить часовню для поставления святаго образа Германа чудотворца, и великий Государь пожаловал бы их про­топопа с братиею, велел под часовню и сторожам под клеть их то место отвесть; и по приказу ближнего стольника и во­еводы Андрея Петровича Измайлова и пo помете на той их челобитной дьяка Ермила Никитина велено под часовню и под клеть измерять земли длиннику; и поперешнику по сороку сажень; и по той помете в вышеписанном месте под часовню и под клети земли указное число длиннику и поперешнику по сороку сажень в Государеву трехаршинную сажень отмерено и в приказной палате в отводные книги то место записано» [1].

Из челобитных следует, что первым настоятелем часовни-будущего собора в честь свят. Германа Казанского был назначен протопоп Захарий Дементьянов, в сослужении с братией.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *